Колледжи
Как показывает статистика по РФ, 76% выпускников коррекционных школ поступают в среднеспециальные учебные учреждения, но только 9-15% из них трудоустраиваются.
Поэтому важнейшим направлением деятельности мы считаем развитие образовательной среды колледжей в ресурсном взаимодействии с НКО для того, чтобы помочь «особым» студентам через практическую деятельность подготовиться к успешной интеграции в профессиональную среду и в дальнейшем успешно работать на открытом рынке труда.

Мануйлова
Виктория Викторовна
Мы часто говорим о непрерывности образования, а сейчас о его бесшовности, в том числе и в контексте обучения подростков с интеллектуальными нарушениями. Именно эта бесшовность позволяет продолжить трудовую подготовку, которую начали в школе, в условиях профессионального обучения в колледжах и техникумах. Благодаря такому подходу становится возможным сформировать у ребят устойчивые социальные и профессиональные умения и навыки. Это и жизненные компетенции, и профессиональные, а также навыки социального взаимодействия.

Бабаков
Дмитрий Владимирович
Инклюзивное обучение — это важная функция для образовательных учреждений. Мы всегда работали со студентами с особыми образовательными потребностями и гордимся тем, что являемся одними из самых успешных в городе в этой̆ сфере. Мы готовы развивать эту практику и вместе с нашими партнёрами внедрили проект, который̆ предоставляет нашим студентам возможность получить первый̆ опыт работы
РООИ «Радость» активно сотрудничает колледжами Москвы и Подмосковья по вопросам ранней профориентации студентов с ментальными особенностями здоровья:
Мы приглашаем все колледжи Москвы и Подмосковья к сотрудничеству по следующим направлениям:
-
Организация производственной практики студентов с инвалидностью на базе социального предприятия «Особая сборка»;
-
Создание подразделений соцпредприятия «Особая сборка» на базе колледжа;
-
Трудоустройство выпускников колледжа с ментальной инвалидностью;
-
Консультации родителей студентов с ментальной инвалидностью по вопросам ранней профориентации и трудоустройства;
-
Методическая поддержка педагогического коллектива колледжей по вопросам ранней профориентации и подготовки к трудоустройству студентов с ментальной инвалидностью.
Истории успеха
выпускников колледжей

Андрей Дунаев
После получения специальности брошюровщик, Андрей устроился на завод «Восход», где занимался перевозкой типографского материала по территории предприятия.
На «Восходе» он проработал около 5 лет, после чего производство перевели в подмосковный город Серпухов. Дорога до завода занимала бы больше трех с половиной часов в одну сторону и Андрею пришлось уволиться из-за невозможности выделять такое количество времени на дорогу.
Андрей долгое время не мог найти работу и они с мамой приняли решение снова пойти в колледж, чтобы только не сидеть дома.
Закончив обучение, Андрей продолжил посещать дополнительные занятия и кружки на базе своего колледжа. Именно это помогло ему не потерять все навыки, приобретенные за время обучения. Так прошло 8 лет…
В 2023 году один из руководителей Андрея рассказал ему о нашем предприятии, он заинтересовался и вскоре пришел к нам на собеседование.
Андрей быстро адаптировался на новой работе и начал выполнять самые сложные заказы, помогать молодым коллегам, договорился с руководителем об увеличении продолжительности рабочего дня и стал помогать тьюторам в выполнении рабочих задач, связанных с разгрузкой.
Сейчас Андрею 43 года, он перешел в одно из наших подразделений на базе Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента № 23, где в данный момент трудится более 50 человек, и работает там в качестве помощника тьютора, помогая руководителю организовывать рабочий процесс.
На примере Андрея мы можем видеть, как полностью сформированный человек, которому более 40 лет, в правильно выстроенной среде начинает открываться с новой для себя и окружающих стороны, делает успехи в незнакомых ранее для него видах деятельности, растет как профессионал и получает от этого удовольствие.

Лобачев Сергей
Чаще всего люди приходят к нам, начинают работать и не планируют переходить на другое место, некоторые работают от полугода до года, и если мы видим, что человек вышел на более высокий уровень трудовых навыков, мы помогаем ему с трудоустройством на открытом рынке труда.
Но есть люди, которые довольно быстро осваивают необходимые навыки и готовы к трудоустройству уже через два-три месяца после начала работы у нас.
Им нужна только небольшая поддержка и сопровождение на старте профессионального пути.
Одним из таких людей стал Сергей. Закончив колледж «Юго-Запад» по специальности повар и получив необходимые компетенции, он всерьез задумался о настоящей работе.
Он пришел к нам в сентябре 2024 года, прошел стажировку по программе трудоустройства в «Ашан» и уже через 2 месяца был трудоустроен в один из магазинов сети.
Сейчас Сергей работает в отделе сладкой продукции, где вместе с остальными сотрудниками отдела выполняет сложные задачи: взвешивает и фасует сладкую продукцию, выкладывает товар на прилавки и контролирует сроки годности.
Руководители и коллеги довольны работой Сергея, они отмечают его рост в части профессиональных навыков, а сам Сергей очень рад возможности работать на «настоящей работе», реализовываться как профессионал и ощущать себя полноценным членом общества.
Дополнительно, в свободное от работы время, Сергей занимается адаптивным хоккеем и играет в театре у Сергея Безрукова в инклюзивном проекте!

Тамбовцева Анастасия
Серьезная, ответственная девушка, которая сразу покорила руководство «Особой сборки» своим трудолюбием и желанием прийти на помощь ребятам.
Да это и не удивительно, ведь в семье Настя не единственный ребенок, всю свою сознательную жизнь добрая и отзывчивая Настя помогает своей маме ухаживать за тяжелобольным старшим братом.
Несмотря на это самостоятельно трудоустроится Настя так и не смогла – слишком проблемный контингент для работодателей молодые люди с ментальной инвалидностью, им не доверяют, боятся, что ребята не справятся. А сопровождать и обучать таких работников на коммерческих предприятиях не каждый работодатель готов.
За полгода работы в «Особой сборке» Настя научилась четко, без помощи тьютора взвешивать товар, точно отсчитывать и сортировать продукцию, а также освоила еще много довольно сложных операций, при этом с удовольствием объясняла новичкам, как выполнять те или иные задачи, терпеливо показывая и рассказывая процедуру выполнения задания.
Настя стала незаменимой помощницей тьютора.
Она почувствовала уверенность в своих силах, почувствовала нашу поддержку, посмотрела на успехи своих друзей, которые ушли на открытый рынок труда. И решилась. Мы помогли ей пройти собеседование и трудоустроиться в кондитерский цех крупного предприятия г. Москвы.
На новую работу Настю провожали буквально со слезами на глазах — так жаль было расставаться.
Но профессиональный рост сотрудников – для нас прежде всего. Поэтому Настя теперь кондитер, а мы рады, что нам удалось изменить к лучшему жизнь, социальное и материальное благополучие еще одной нашей подопечной.

Максим Низаметдинов
Максим пришел к нам совсем ненадолго, так как он сразу был настроен на серьезную, «взрослую» работу на открытом рынке труда.
Успешно пройдя стажировку на предприятии «Особая сборка» и в одном из гипермаркетов «АШАН» Максим был принят в штат компании. Максим успел поработать в нескольких отделах в гипермаркете — в пекарне, овощах и в отделе касс.
Родители с детства старались научить его не делать себе поблажек, не считаться с какими-то физическими немощами, а всегда предлагали попробовать и научиться. И это у Максима отлично получилось. Он не только помогает дома по хозяйству, но и является самым настоящим другом и наставником младшей сестре – накормит, отведет в школу, приготовит обед. Да и на даче Максим — незаменимый помощник.
Еще Максим активно занимается спортом – играет в настольный теннис и стреляет из лука.
В этом тоже он достиг успехов – чаще всего он занимает призовые места.
На примере Максима мы видим, что разностороннее развитие, помощь и участие родителей и успешная социализация в колледже дают возможность многим ребятам с инвалидностью начать взрослую жизнь и найти настоящую работу.
В помощь специалистам:
- Быстрова Ю. А. Методика формирования социальной компетентности у обучающихся с ОВЗ на основе взаимосвязи уроков и внеклассной работы / А. Е. Быстрова, И. В. Ананьев, Ю. А. Быстрова // Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 25–27 октября 2023 года. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. – С. 120-129. – EDN RUGZAG.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75253968 - Быстрова, Ю. А. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение / Ю. А. Быстрова, А. Н. Бражникова, И. В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21, № 4. – С. 52-60. – DOI 10.17759/autdd.2023210406. – EDN TZMERB.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=72033681 - Быстрова Ю. А. Развитие у обучающихся с ОВЗ готовности к самостоятельному определению перспективы жизненных планов / Ю. А. Быстрова // Ценностные приоритеты образования в XXI веке: Стратегические ориентиры высшего и общего образования в условиях социально-культурных трансформаций : материалы Международной научно-практической конференции, Луганск, 10–11 ноября 2022 года / Луганский государственный педагогический университет. – Луганск: Книта, 2022. – С. 38-45. – EDN KOUBTQ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49885529
- Быстрова Ю.А. Актуальное состояние инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования: пилотное исследование / Е. В. Самсонова, Ю. А. Быстрова, В. В. Мануйлова // Клиническая и специальная психология. – 2023. – Т. 12, № 2. – С. 192-214. – DOI 10.17759/cpse.2023120209. – EDN QMZCHP. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54209313
- Быстрова Ю.А. Реализация принципа непрерывности в инклюзивном образовании в России / С. В. Алехина, Ю. А. Быстрова, Е. В. Самсонова, А. Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. – 2024. – Т. 29, № 5. – С. 31-48. – DOI 10.17759/pse.2024290503. – EDN MEDKCI. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74983186
- Быстрова, Ю. А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Ю. А. Быстрова // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 6. – С. 102-114. – DOI 10.17759/pse.2022270608. – EDN KCIYEM. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50359718
- Быстрова, Ю. А. Подготовка к профессионально-трудовой деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Ю. А. Быстрова // Культурно-историческая психология. – 2022. – Т. 18, № 2. – С. 54-61. – DOI 10.17759/chp.2022180206. – EDN CQQPGT. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49193666
- Быстрова, Ю. А. Возможности психологической поддержки и сопровождения молодых людей с интеллектуальными нарушениями при трудоустройстве / Ю. А. Быстрова // Консультативная психология и психотерапия. – 2022. – Т. 30, № 4(118). – С. 143-162. – DOI 10.17759/cpp.2022300408. – EDN AWDOJK. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50160164
- Быстрова, Ю. А. Психологическое сопровождение включенного трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями / Ю. А. Быстрова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы XX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 16 ноября 2021 года. – Москва-Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – С. 339-345. – EDN MPZPZE. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47389869
- Быстрова, Ю. А. Технология включенного трудоустройства лиц с интеллектуальными нарушениями (на примере социального предприятия «Особая сборка») / Ю. А. Быстрова, И. В. Ананьев // Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы: Материалы XIX Международной научно-практической конференции по вопросам социальной политики, Санкт-Петербург, 02–03 июня 2021 года / Под редакцией А.И. Балашова. Том Выпуск 2. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 106-115. – EDN FUJARZ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47829480
- Быстрова, Ю. А. Методика коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности у подростков с ОВЗ / Ю. А. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 370-375. – EDN FREHKK. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46263032
- Быстрова, Ю. А. Технология включение лиц с ментальными нарушениями в профессионально-трудовую деятельность (на примере социального предприятия «Особая сборка») / Ю. А. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-3. – С. 334-338. – EDN WMGYXH. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46587370
- Ананьев И. В. Методика формирования операционно-технологической компетентности у лиц с интеллектуальными нарушениями (на примере социального предприятия «особая сборка») / И. В. Ананьев, Ю. А. Быстрова // Вестник МГЭИ (on line). – 2021. – № 1. – С. 317-334. – DOI 10.37691/2619-0265-2021-0-1-317-334. – EDN KSLWVE. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46330538
- Быстрова Ю. А. Сформированность когнитивного компонента готовности к профессионально-трудовой деятельности у лиц с интеллектуальными нарушениями / Ю. А. Быстрова // Вестник МГЭИ (on line). – 2021. – № 2. – С. 159-173. – DOI 10.37691/2619-0265-2021-0-2-159-173. – EDN OFWBCF. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46565912