Родителям

Как подготовить детей с особенностями интеллектуального развития к трудоустройству

Советы психолога

1.1 Как помочь ребенку выбрать профессию и стать в ней успешным. (часть 1)

1.2 Как помочь ребенку выбрать профессию и стать в ней успешным. (часть 2)

2. Воспитываем ответственность и самостоятельность.

3. Как научить ребенка разбираться в жизненных ситуациях.

4. Как научить ребенка контролировать свои эмоции, и каким образом это отразится на профессиональных умениях в будущем

5. Образовательные приоритеты: учить читать или учить общаться? Советы психолога.

6. Аккуратность и опрятность в алгоритме любой деятельности.

Уважаемые родители, если вы воспитываете ребенка с особенностями интеллектуального развития, вы можете получить индивидуальную онлайн-консультацию по вопросам подготовки вашего ребенка к успешному трудоустройству по окончании учебного заведения.

Онлайн консультация предоставляется после заполнения анкеты.

После заполнения анкеты наш специалист с Вами свяжется.

Ответы на частые вопросы

Как выработать определенный учебный или трудовой навык у ребенка с ментальными нарушениями? Как понять, что навык полностью сформировался?
Для формирования и закрепления учебного или трудового навыка необходимо многократное повторение данного действия, при этом делать это нужно на практическом примере, включая в работу как можно больше анализаторов: ребенок должен это увидеть, услышать Ваше объяснение, сам выполнить данное действие, при том неоднократно, и обязательно проговорить, по возможности, как он это делает. Весь этот алгоритм требует многократного повторения и конкретизации на примерах из жизни. На первом этапе обучения все действия выполняются ребенком вместе со взрослым несколько раз, затем ребенок их повторяет самостоятельно; на втором этапе взрослый показывает, как выполнить задание, после чего ребенок его выполняет; на третьем этапе взрослый разъясняет подробно, что нужно сделать, без показа, ребенок выполняет задание по устному описанию; на четвёртом этапе ребенок выполняет задание самостоятельно по краткой инструкции. Навык сформирован, если ребенок может выполнить данное действие по инструкции самостоятельно, правильно, видит возможные ошибки и умеет их исправлять.
Важны ли для будущего трудоустройства умения читать, считать и писать? И как научить ребенка с ментальными нарушениями чтению и элементарным математическим умениям?
Да, безусловно, но, если в силу особенностей интеллектуального развития это сложно, необходимо сформировать элементарные математические и грамматические навыки, плюс к этому обязательно навыки социального взаимодействия, альтернативной коммуникации, чтобы ребенок мог обратиться за помощью к членам коллектива, где он будет учиться или работать. Читать нужно учить не с открытых слогов: МА, ЛУ, РЫ, а с закрытых – АМ, УС, ОХ и доводить их до автоматизма, практически до заучивания наизусть, чтобы ребенок почувствовал уверенность и успех. Первые согласные для изучения – М, С, Х, ребенок не перепутает их не зрительно, ни на слух. Изучение букв закреплять до навыка. Цифры должны сочетаться с количеством для их понимания, поэтому при изучении цифры важно показывать предметы – две морковки, три шара и т.д.
Если наш ребенок не может ездить сам в транспорте, смогут ли нам помочь в его трудоустройстве в РООИ Радости?
Умение самостоятельно пользоваться общественным транспортом – это социальная компетенция. Здесь многое зависит от родителей, этот навык нужно последовательно и регулярно формировать, как и любой другой (см. вопрос 1). Совершайте каждодневные поездки с ребенком на общественном транспорте, объясняйте тонкости коммуникации в транспорте с людьми. Чем больше ситуаций проживет ребенок на практике, тем богаче будет его жизненный опыт и прочнее навык самостоятельного передвижения. Опыт нашего предприятия показывает, что все ребята с ментальными нарушениями рано или поздно осваивают возможность самостоятельного передвижения в пределах города и даже области. Вторая проблема, которую здесь необходимо решать – это тревожность и страхи самих родителей, что ребенок не справится, его обидят или он потеряется. Чтобы такие страхи не возникали, обучение самостоятельным поездкам следует начинать с младшего школьного возраста от сопровождения на первом этапе, чуткого контроля и подсказок – на втором, до самостоятельного выполнения – на третьем.
Является ли умеренная степень интеллектуальных нарушений противопоказанием к трудоустройству?
Нет, такие ребята часто достаточно легко усваивают несложные повторяющиеся алгоритмы, любят монотонную работу, поэтому из них получаются хорошие, исполнительные сборщики, упаковщики, картонажники. А эти профессии востребованы на открытом рынке труда. Главное с детства сформировать положительное отношение к труду и освоить правила поведения в коллективе, для последнего очень важен практический жизненный опыт.

Наши истории

Несколько историй с хеппи-эндом ребят с особенностями интеллектуального развития из проекта «Особая сборка» РООИ «Радость».
  • Анна

    Весна — время обновления, надежд и новых начинаний. Аня пришла к нам весной 2021гда. Она очень хотела работать. Это была ее первая попытка трудоуст…
  • Екатерина

    Катя пришла в «Особую сборку» одной из первых, в ноябре 2019 года. Из-за ее психофизических особенностей у нее не все получалось во время сборочны…
  • Тамара

    Так бывает, что человек ничего особенного не делает, но очень радостно его видеть, общаться с ним. Тамара именно такой человек. Она заражает своим…
  • Анастасия

    Настя, 22 года. Настя выпускница коррекционной школы восьмого вида. Серьезная, ответственная девушка, она сразу покорила руководство «Особой сборки…
  • Александр

    Пишет мама Александра: «В «Особой сборке» Саша оказался по счастливой случайности. Были попытки трудоустройства, все они были безуспешны, и поиск р…
  • Евгений

    Женя с помощью родителей нашел работу на деревообрабатывающем производстве. Его задачей было строгать доски. Получалось плохо. Но самое обидное то,…
  • Артём

    Артём пришел к нам в «Особую сборку» в июле 2021 года. И работал у нас недолго. У него было большое желание работать и зарабатывать самостоятельно….
  • Александр

    Саша – один из самых важных и незаменимых в организации людей. Он – старожил, работает на предприятии с первого дня, с ноября 2019 года. Александр…
  • Егор

    Егор пришел к нам на практику из колледжа в марте 2021 года. Он сразу очаровал нас своей улыбкой и позитивным настроем. Сначала ему не просто давал…

Нужна ли инвалидность взрослому человеку?

Очень важно взрослому человеку с ограниченными возможностями здоровья иметь инвалидность по нескольким причинам:
  • Инвалидность — это не клеймо и не приговор, а социальная защищенность, набор инструментов поддержки
  • Финансовая поддержка: бесплатный проезд, дополнительные выплаты в виде пенсии, льготы при оплате за жилье, за медикаменты, санаторно-курортное лечение и пр
  • Поддержка и помощь при трудоустройстве и сопровождаемое трудоустройство
  • Для юношей — гарантированная возможность не идти на срочную службу
В 2022 году вступило в силу постановление Правительства РФ о квотируемых рабочих местах. Благодаря этому постановлению работодатели охотнее заключают договора на квотируемые рабочие места в защищенных мастерских, а также охотнее принимают к себе на работу людей с инвалидностью, организовывают для них специальные рабочие места. Человек с инвалидностью имеет право не сообщать никому, в том числе работодателю, о наличии у него инвалидности. При желании он может работать наравне с людьми без инвалидности, сохраняя при этом свои льготы.

Сомневаетесь? Задайте вопрос специалисту

    © Региональная общественная организация поддержки инвалидов "Радость"