Проект «Путь к успеху»
Во время реализации проекта были разработаны и апробированы методы учащихся с ментальными особенностями развития и РАС к успешному трудоустройству.
На 1 этапе были организованы интерактивные подготовительные занятия для коллектива Центра инклюзивного образования «Южный» (ЦИО) с целью разработки комплекса образовательных и воспитательных мероприятий по формированию у ЦА необходимых для успешного трудоустройства компетенций. В течение 2022-2023 учебного года педагогический коллектив школы при поддержке методических служб ЦОИ и РООИ «Радость» внедряли в повседневную практику комплекс разработанных мероприятий непосредственно на уроках и вовремя воспитательных мероприятий.
На базе соцпредприятия «Особая сборка» были организованы учебно-производственные мастерские, где у старшеклассников в процессе выполнения коммерческих производственных заданий под наблюдением тьюторов школы и специалистов РООИ «Радость» формировались общетрудовые и социальные корпоративные навыки.
Было разработано методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА НА БАЗЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ОСОБАЯ СБОРКА») Пособие посвящено результатам разработки и апробации специальной методики формирования социальных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (ИН). В книге охарактеризована социальная компетентность обучающихся с ИН, обоснованы ее основные структурные компоненты, представлены показатели формирования социальных компетенций обучающихся, доказана значимость взаимосвязи урока, внеклассной работы и практической профориентационной подготовки в формировании социальной компетентности обучающихся с ИН. На основе анализа научно-теоретических данных и результатов предварительного психолого-педагогического изучения апробирована специальная методика формирования социальных компетенций у обучающихся с ИН, которая была реализована во взаимосвязи учебной, внеурочной деятельности и практической подготовки на базе социального предприятия «Особая сборка».
Данная методика включает коммуникативное и профессионально-ориентированное направления, реализуемые с помощью следующих компонентов: операционно-содержательного (по показателям «способность к анализу социальных ситуаций»; «прогнозирование, планирование и достижение результата»; «социальная осведомленность»; личностно-регуляторного (по показателям «сформированность социальной рефлексии»; «умение оценивать и регулировать собственное поведение»); мотивационно-эмоционального (по показателям «сформированность социально направленной мотивации»; «обладание способностью работать в команде»).
Эффективность формирования социальных компетенций обучающихся с ИН обеспечена следующими психолого-педагогическими условиями:
а) созданием образовательного пространства: «урок – внеклассная работа (коррекционно-развитые и воспитательные занятия) – профессиональная среда»;
б) интегрированием психолого-педагогического обеспечения в социальные условия трудовых задач;
в) учетом особенностей течения подросткового возраста и уровня интеллектуального развития обучающихся при формировании их социальной компетентности;
г) выполнение опоры на сильные стороны социального поведения обучающихся в трудовом коллективе на практике.
Ссылка на пособие: https://rooiradost.ru/wp-content/uploads/2023/08/posobie-№4-formirovanie-soczialnyh-kompetenczij-u-detej-i-podrostkov-s-mentalnymi-narusheniyami-kak-prakticheskij-komponent-ih-proforientaczii.pdf
Проект реализован с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»