Проект «Путевка в жизнь».

01.09.2016 – 1.07.2017

 

 

Проект был реализован на базе Центра содействия семейному воспитанию «Кунцевский», в проект были включены 12 людей с ментальными нарушениями и расстройством аутистического спектра.

На первом этапе происходило знакомство участников программы с основами трудовой деятельности. Участники программы изучали теоретические темы, подкрепленные практической деятельностью: «Труд в жизни человека», «Взаимодействие работодателя и работника», «Я в трудовом коллективе», «Как составить резюме», «Трудовой договор», «Организация рабочего места», «Правила поведения работающего человека», «Твои права и обязанности», «Рабочая, спец. одежда», «Техника безопасности».

На протяжении этого этапа происходило психолого-педагогическое изучение особенностей участников программы в процессе их знакомства с организацией трудовой деятельности и выполнения трудовых действий, связанных с выполнением заказов.

Перед участниками программы ставилась задача на выполнение трудовых операций.

Отмеченные в индивидуальной карте особенности участников программы при необходимости корректировались тьюторами в процессе выполняемой работы и закреплялись в последующем обсуждении результатов.

 

 

На втором этапе происходила отработка основных профессиональных приемов и знаний.

В целях развития всесторонней компетенции участника программы в программе предусмотрено изучение следующих теоретических тем, подкрепляемых практической деятельностью: «Комплектующие детали», «Материал, инструмент, оборудование», «Операции», «Фасовка», «Сборка», «Упаковка», «Комплектация», «Трудовая дисциплина», «Труд и деньги», «Заработная плата».

Обучение практическим навыкам происходило в ходе реализации реального производственного заказа. Участвуя в выполнении этого заказа по срочному договору, участники программы реально становились участниками производственного процесса и в тоже время, сопровождаемые тьютором, учились выполнять необходимые трудовые функции.

При обучении использовались образцы изделий и материалов, поясняющие пооперационное выполнение изделия, устные инструкции о тех или иных приемах труда, а также положение рук при работе с оборудованием, распределение материала для доступности выполнения различных видов трудового процесса.

В процессе обучения молодых людей с интеллектуальными нарушениями и аутизмом сборочным работам тьютор проводил контроль над формированием и развитием у них практических умений и навыков сборочных работ: умение назвать детали, определить цвет, выполнить частичную и полную сборку продукции, умение считать продукцию при комплектации. Участники программы формировали знания о назначении продукции, где она используется, какой ее спрос на рынке труда; себестоимость продукции, форма оплаты, собственную заработную плату. Участники программы учатся решать те или иные практические задачи и учатся выполнять работу индивидуально и коллективно.

 

 

Тьюторы с участниками программы прорабатывали следующие темы: «Взаимодействие работодателя и работника», «Я в трудовом коллективе», «Как составить резюме», «Трудовой договор». Проводится экскурсии в центр занятости населения, на производства. Проводится знакомство участников программы с профессиями, определяются интересы участников.

Для оценивания формирования и развития практических умений сборочных работ у участников программы используются карты сформированности трудовых навыков по видам сборочных работ, которые помогают тьютору правильно определить актуальное состояние практического умения участника программы, стратегию работы по мотивации его к овладению необходимыми практическими навыками сборочных работ.

 

 

Работа с индивидуальными картами участника программы предполагает в начале учебного процесса отмечать в карте уровень сформированности навыка того или иного вида работ. В соответствии с уровнем индивидуальных возможностей участника программы тьютор отмечает в карте умения, над формированием которых будет вестись работа в период учебного процесса.

По мере качества выполнения сборочных работ тьютор отмечает, произошел ли переход в овладении умением с одного уровня на другой.

С этой целью он продумывает и проводит с молодыми людьми необходимую работу, имеющую практическое и коррекционно-развивающее воздействие.

Анализ карты показывает, на какие виды работ тьютору необходимо обратить внимание, спланировать дальнейшую работу, определить оптимальные формы работы для приобретения и совершенствования трудового навыка.

 

 

На первом этапе мы провели поиск коммерческих организаций – наших потенциальных партнеров. Эта работа началась в сентябре и продолжалась в течение всего срока реализации. Было сделано более трехсот звонков, вручную разослано более 10 тыс. писем. Всего мы получили более 50 откликов, около 40 – это пожелания и поддержка нашей деятельности. 10 писем – это предложения партнеров о совместной деятельности. С частью партнеров мы работали в ходе реализации проекта, с другими договорились о сотрудничестве осенью текущего года.

Ответную связь мы получили не только от Московских коммерсантов, но и от предприятий из других городов. Нам предлагали сотрудничество из Владимира, Твери, Реутова. Это говорит о том, что нашу модель можно реализовывать в любом крупном городе России.

Наибольший эффект при реализации проекта мы получили, когда начали сотрудничать с бюджетными организациями. Подобное сотрудничество позволило воспользоваться бесплатными для нас производственными площадями, транспортом для перевозки заказов. Был решен вопрос включения в проект молодых людей, нуждающихся в нашей поддержке.

ВВЕРХ